s
Цветные камни: энциклопедия

В. В. Буканов. Цветные камни: Энциклопедия

+ А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СТЁКЛА


СТЁКЛА (Glasses—Gläser—Verres). Стекло твёрдое аморфное вещество одно из древнейших искусственных материалов для имитации цветных камней. Его свойства: тв. 5-6, пл. 2,2-4,2. Бл. стекл. до алмаз. Хруп. Аморф. Получается плавлением при высокой температуре. По составу и свойствам стёкла бывают различных видов. В зависимости от происхождения они подразделяются на природные (см. тектиты) и искусственные. Искусственные стекла подразделяются на прозрачные, просвечивающие, непрозрачные и стекла с оптическими эффектами. Для имитаций самоцветов обычно применяют следующие виды стекол: кальциевое, боросиликатное, свинцовое, опаловое, глушёное стекло, эмаль, стеклокерамику, техногенные шлаки, минеральное стекло и др. декоративные, в т.ч. высокопреломляющее стекло с пл. 2,9 — сварогрин, производимое в Австрии фирмой “Сваровски”. Нужную окраску им придают примеси оксидов металлов, редких земель и различных тонкодисперсных компонентов. Так, жёлтое канаречное стекло содержит уран и обладает флюоресценцией в УФ-лучах. Селеновое стекло — красное от примеси Se, создано для имитации рубина. Таллиевое стекло — тяжёлое за счёт примеси Tl, его плотность до 5,4. Кальциевое стекло или кронглас — это щелочно-известковое, в т.ч. обычное оконное или бутылочное стекло, получаемое из смеси кремнезёма, извести, поташа или соды с добавкой при необходимости красящих примесей, обладающее тв. 5,5 и пл. 2,6. Его получают и методом прессования, так наз. прессованное стекло, которое используют в бижутерии для имитации самоцветов. Богемский хрусталь также является обычным стеклом, обогащённым кальцием. Покрытый алмазной гранью он называется баккара. Свинцовое стекло или флинтглас содержит значительную примесь оксида Pb, повышающего его дисперсию, плотность и улучшающего оптические свойства. Его обычно подвергают огранке и используются для декоративных целей, в т.ч. для дешёвых имитации бриллиантов. Боросиликатное стекло может быть получено из кальциевого стекла путём добавки оксида бора. Это стекло с твёрдостью около 7, применяемое для имитации аквамарина, так наз. масс-аква. Из такого же стекла японской фирмой “Киото Керамик” получена имитация опала, в которой игра цветов создаётся мельчайшими микросферами кремнезёма. По аналогии с боросиликатным стеклом можно получить фосфорное или фтористое стекло. Разновидностью фтористого стекла является опаловое или молочное стекло, которое отличается пониженным значением плотности и твёрдости из-за содержания фтора за счёт добавки флюорита или др. фторсодержащих примесей. Из оранжево-красного фтористого стекла были сделаны первые имитации огненного опала с иризацией. Она вызвана наличием включений металлических чешуек и дифракцией лучей на поверхности стекла. Позже появились такие же имитации с торг. назв. огненный агат или огненный агат Верхнего озера. Другими примерами имитаций являются полихромное стекло — атоникс с опалесценцией и топазовый опал из белого стекла с включениями тончайших металлических чешуек. Широким распространением пользуются разноцветные стёкла с авантюресценцией. Для имитации жемчуга применяется алебастровое стекло с опалесценцией. Звездчатое стекло относится к составным камням и имеет подложку с резным звездчатым рисунком. Создана также имитация популярного самоцвета агата — стеклянный агат, полученный сплавлением кусочков разноцветного стекла. Из непрозрачных глушёных стекол популярно голубое медное стекло, а также синее кобальтовое стекло с белыми пятнами кристобалита, используемое для имитации лазурита. Паста — собирательный термин стеклянных имитаций самоцветов, в т.ч. стекла для получения оттисков гемм. Синяя паста — фритта была известна в Др. Египте с 2900 г. до н.э. как египетский кианус или фритта александрийская. В Китае стеклянная рисовая паста использовалась как имитации нефрита или жадеита. Смальта – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

Эмаль — это стекловидный сплав, состоящий из многих компонентов. Коэффициент её теплового расширения должен быть немного меньше, чем у металла, на который она наносится. Техника эмали основана на соединении этого сплава с металлом посредством обжига. Добавки примесей к сплаву придают ему различные цветовые оттенки. Обычно эмали непрозрачные или полупрозрачные. По технике исполнения выделяют следующие виды эмали: оконная, перегородчатая, выемчатая, живописная и гильошированная. Оконная или просвечивющая эмаль заполняет сквозные отверстия в ювелирном изделии. Перегородчатую эмаль получают, напаивая на изделие перегородки, пространство между которыми заполняют эмалью. Выемчатая эмаль заполняет углубления в изделии. Живописная эмаль после обжига является фоном миниатюры. Гильошированная эмаль покрывает резной декор. Разновидностью эмали можно рассматривать и глазурь (от нем. глас — стекло) — прозрачное стеклянное покрытие керамики. В древности эмали использовались для имитации самоцветов.

Стеклокерамика или ситалл — стеклокристаллический материал, образуемый мелкими (0,1—10 мм) незакономерно ориентированными кр-лами в стекловатой массе. Он бывает различной прозрачности и получается при плавке силикатного стекла с добавкой различных оксидов. Цвет: рубиново-красный, жёлтый, зелёный, голубой разной интенсивности и оттенков. Этот материал также применяется для имитации цветных камней.

Техногенные шлаки. К ним относится шлаки, который используемых в качестве дешёвой имитации цветных камней, напр., чёрный железистый шлак — ферролит. Сюда же можно отнести тенгизит — стекло, образующиеся при длительном горении нефтяных фонтанов, когда происходит плавление пород около скважины. В результате частичной раскристаллизации в нём возникают оливково-зелёные и бурые диопсид-волластонитовые прожилки и сферолиты. Благодаря декоративным качествам тенгизита он используется для изготовления ювелирно-художественных изделий. Цвет: светло-голубой, глубоко-синий до чёрного. Текстура массивная, прожилково-сфероидальная, порфировидная, плойчатая, твёрдость 5,5. По содержанию воды тенгизит близок к обсидиану, по составу — к базальтовому стеклу. Он легко режется и обрабатывается, приобретает идеальную полировку.

Минеральные стекла получаются в результате искусственного плавления природных м-лов. Обычно они окрашенные. Из них наибольшим распространением пользуются кварцевое и берилловое стекла. Кварцевое стекло, энергоёмкое в производстве, поэтому преимущественно используется в оптоэлектронике. У бериллового стекла твёрдость 7, плотность 2,5. Для имитации шпинели и аквамарина ему придаётся синяя окраска за счёт примеси Co. Для имитации изумруда, так наз. научного изумруда или смарагдолина, ему придаётся зелёная окраска примесью Cr. Диопсидовое стекло обычно подвергают огранке для имитации хромдиопсида. Из числа минеральных стекол следует отметить, созданную в Японии имитацию с включениями тончайших волокон актинолита, обладающую эффектом кошачьего глаза. Этот м-л придаёт силикатному стеклу золотисто-коричневый цвет, а имитация получила назв. камень виктория с твёрдостью 6 и плотностью 3,0. Такое стекло изумрудно-зелёной окраски получило торг. назв. иморижад. Силикатное редкоземельное стекло с эффектом кошачьего глаза в США получило назв. кетсеит. Эта имитация, содержит включения тонковолокнистого редкоземельного силиката. Известна также эффектная имитация из силикатного стекла, обогащённого натрием, содержащего включения тончайших чешуек фольги. Текстура этого стекла тонкослоистая, за счёт этого в результате интерференции создаётся эффект иризации. Эта имитация благородного опала получила торг. назв. камень слокума или эссенс опал с твёрдостью около 6 и плотностью 2,4-2,5.

Синонимы. Стекло бесцветное — Алмаз-симили | Амаузе | Бриллиант фалунский | Диамантэ | Камень простой | Камень рейнский | Литик, стар.-рус. огранённое стекло | Симили | Стекло иенское | Флинтглас, поскольку ранее в него добавлялся толчёный кремень – флинт | Хрусталь свинцовый.

Стекло цветное — Бирюза венская | Гиа лит | Жад — имори, по им. изобретателя | Изумруд: ~брайтонский, ~железистый, ~испанский, ~мединский, ~электрический. | Камень стеклянный | Камень французский | Сапфир научный, синий | Стекло: ~апельсиновое, с примесью Cd; ~гессонитовое, ~золотистое, ~золотое рубиновое, ~изумрудное, ~лазуритовое, ~опалово-огненное, ~рубиновое, с примесью коллоидного золота; ~сапфировое, ~солнечное, золотисто-жёлтое, син. пустынный аметист; ~топазовое, ~урановое, жёлтое, с примесью урана; ~хрустальное, нем., для огранки; ~цветное.

Стекло декоративное — Изумруд индура | Иттралокс | Камень имори, син. мета-жад | Камень слокума, по им. изготовителя Дж. Слокума из Мичигана, США | Мурава, стар.-рус. назв. эмали | Паста, от итал. “пасте” — тесто | Паста тасси, созданная для копирования камей шотл. химиком Д. Тасси (1735—1799) | Паста орлеанская, в коллекции гемм герцога Орлеанского, регента Франции около 1700 г. | Полива, стар.-рус. назв. эмали | Пурпурин, син. гематинон или роялит | Рубин медный, с примесью Cu, син. научный рубин | Стекло: ~авантюриновое, ~агатовое, по сходству текстуры с агатом; ~звездчатое, син. астролит или cтарлайт; ~муслиновое, узорчатое | Стразы, по им. австр. химика И. Стросса. (1700—1773) | Финифть, стар.-рус. назв. эмали | Эмаль (по технике исполнения): ~гильошированная, ~гнездовая, ~гранулированная, ~лиможская, ~расписная, ~рельефная.

Обработка. Первая находка бус из стекла в Месопотамии датируется 4500 г. до н.э. В Др. Египте метод его получения стал известен с 4000 г. до н.э. Наряду с изобретением эмали и стеклянного бисера для украшений, стекло нашло применение в имитациях бирюзы и жемчуга. В гробнице Тутанхамона (1350 г. до н.э.) найдены стеклянные бусы голубого цвета, как имитация бирюзы. Другой имитацией самоцветов того времени было авантюриновое стекло (см. кварц). В ант. время около 10% резных гемм эллинистического и ранне-римского периода были выполнены из стеклянных паст разного цвета. в Древ. Риме в I в. умели делать также агатовое стекло. Затем технологию его изготовления освоили мастера Венеции на о. Мурано. В XV в. они делали полихромное стекло, так наз. стекло миллефиори, находившее применение в мозаиках, и прозрачное филигранное стекло с нитями молочного стекла, образующими сетчатый узор. В Индии, в Барода вблизи Ахмадабада, производилась огранка стекла для украшений. Там под гранёное стекло подкладывали металлическую фольгу, поэтому такие стразы получили торг. назв. барода. Стеклянные имитации, наряду с самоцветами, широко использовались для украшения икон. Наиболее древним примером является икона из германского города Трира, датированная 1266 г. В её окладе вместе с 328 самоцветами обнаружены 24 стеклянные имитации. Богато украшенный самоцветами пояс жены Карла IV Елизаветы, сделанный во второй половине XIV в., также имеет вставки из разноцветного стекла. В кубке из позолоченного серебра (1716 г.) в Музее Пражского града, Чехия, из 200 украшающих его самоцветов, 13 являются стеклянными имитациями. В XVII в. центром изготовления художественного стекла становятся Чехия и Силезия. В Чехии начато производство богемского стекла, использовавшегося для изготовления бижутерии. Для имитации бриллиантов начали применять высокопреломляющие свинцовые стёкла — стразы. Такое стекло с содержанием оксида Pb до 53% было создано в 1758 г. Позже научились изготавливать цветные стразы, в т.ч. розовое стекло с примесью Nd и рубиновое стекло c примесью Au. Для усиления блеска под нижние грани стеклянной имитации самоцветов ранее подкладывали металлическую фольгу, покрывали их амальгамой ртути или плёнкой из серебра, алюминия и др. Такое огранённое стекло гранями покрытыми амальгамой ртути называют камень шатон (фр. оправленный камень). Промышленное производства свинцового стекла, так наз. хрусталя начато в Англии с 1676 г. Оно составило конкуренцию природному кварцу в искусстве. В XVIII в. на поверхности изделий из стекла начинают гравировать алмазом различные композиции. В Венеции изобрели пурпурин — стеклянный сплав пурпурного цвета с серебристыми блесками. Там же, в 1874 г. изобретено голубое стекло для имитации сапфира с торг. наз. сапфирин. Популярный в Европе в XIX в. гагат из-за его недостатка иногда заменяли чёрным гагатовым стеклом, производство которого было освоено во Франции, так наз. французский гагат. За лёгкость формовки и декоративность оно получило признание для массового производства недорогих украшений. В Англии такое стекло за счёт примеси Mn приобретало на свету слегка красноватый или розоватый оттенок и было известно под торг. назв. воксхольское стекло. Существовавшие в викторианской Англии традиции требовали соблюдения продолжительного траура. В то время вдова носила траур по супругу до 2,5 лет, и её украшения не должны были блестеть. Это способствовало популярности гагата. При замене его чёрным стеклом приходилось приглушать его блеск. Бусы из чёрного матового стекла получили назв. креповые камни. Для имитации чёрного опала стекло наносится на подложку из окрашенного чёрного халцедона или обсидиана.

На Руси техника перегородчатой эмали была освоена во второй половине XI в., а с начала XII в. эмаль становится основным украшением золотых изделий Киевской Руси., достигая своего расцвета в XVII в. Эмалью украшали самые разные предметы — оружие, конское убранство, посуду, серьги, перстни, пуговицы. В то же время, развивается живопись по эмали. Миниатюрные царские портреты на эмали, в оправах с бриллиантами, стали в России особо почётными наградами c начала XVIII в. Их коллекция представлена в Гос. ист. музее в Москве. Наивысшего достижения в технике эмали добились мастера фирмы К. Фаберже. Они использовали в своих работах до 70 оттенков цвета и освоили технику “гильоше”, когда эмаль наносится на гравированный узор. В 1780 г. в России стали известны стразы. Их применяли для украшения икон, орденов и одежды, а в последующем и для имитации бриллиантов. Расцвет моды на украшения из стекла приходится на середину XIX в. Тогда были популярны браслеты из стеклянных нитей, бисер и стеклярус. Последний, в отличие от круглого бисера, представлен стеклянными трубочками до 1,5 см длиной. В ювелирных украшениях находило применение красное стекло — пурпурин. В Китайском дворце Ораниенбаума, под С.-Петербургом, стены “Стеклярусного кабинета” были вышиты белым стеклярусом. Стеклярус применяли также для украшения одежды. В юбилейном яйце фирмы К. Фаберже, изготовленном к 300-летию дома Романовых, щит с государственным гербом сделан из пурпурина.





Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)





Двадцать восемь панфиловцев

Найти

>500 видов камней
>2200 разновидностей
>8500 терминов
>6000 месторождений


 

Календарь камней

 

Официальная информация о минеральных видах

 

ООО ГЦ